Закат эры антибиотиков

Китайские ученые представили достоверную информацию о том, что открыт ген, отвечающий за устойчивость бактерий к антибиотику колистину. Этот препарат до недавнего времени являлся последним средством для борьбы с бактериями, устойчивыми ко всем антибактериальным веществам. Что привело к таким последствиям?

Чем такое явление опасно для человека?

Колистин: когда нет последней надежды.

Колистин – антибиотик запаса, который относится по структуре к средствам полиенового ряда. Обладает мощным действием на бактерии, устойчивые к антибиотикам. Это резервное лекарство, открытое в 50-х годах XX века. С 70-х годов стало применяться крайне редко. Все дело в очень высокой токсичности. Колистин в большинстве случаев применения проявляет нефротоксичность – пагубное влияние на почки.

К тому моменту были открыты более безопасные и современные группы антибактериальных препаратов – фторхинолоны, карбапенемы. Поэтому колистин на некоторое время ушел с поля зрения медиков. Но в последние десятилетия ситуация коренным образом изменилась. Стремительно возрастает устойчивость (резистентность) возбудителей заболеваний к безопасным и современным антибиотикам. Поэтому колистин пришлось вернуть в список применяемых лекарств в качестве средства последней надежды на излечение пациентов с тяжелыми инфекциями (в особенности госпитальными).

Механизм действия колистина заключается в связывании со специфическими липидами, расположенными на поверхности возбудителя. В результате такого взаимодействия разрушатся клетка бактерии, она погибает. Развитие устойчивости к колистину связывают с наличием хромосомных мутаций и резистентных генов в бактериальных клетках. Некоторые из таких генов выделены совсем недавно.

Важно! Ген устойчивости бактерий к колистину стремительно распространяется по всему миру.

Одна из важных причин формирования резистентности к резервному антибиотику – использование препарата в фермерстве. Важно понимать, что при выращивании животных используется колистин в субтерапевтических дозировках (немного ниже общепринятых терапевтических) для ускорения роста и предупреждения заболеваний у животных. Это приводит к быстрому появлению резистентных форм бактерий. Проблема запрета применения колистина в фермерстве – одна из наиболее актуальных. До настоящего времени данный вопрос не решен. Только в некоторых странах антибиотики для ускорения роста животных запрещены с недавнего времени. Но при этом для профилактики болезней они продолжают применяться.

Важно! Осталось немного времени до того, когда ген устойчивости распространится по всему миру. У медиков не останется никаких возможностей лечить ряд заболеваний.

Антибиотики резерва

Антибиотики резерва чаще всего требуются больным таких категорий:

• получающие химиотерапию онкологических заболеваний;
• при пересадке органов;
• нуждающиеся в сложных хирургических операциях.

Указанные состояния нередко сопровождаются инфекционными осложнениями. Антибиотик колистин и другие позволяют сохранить жизнь таких пациентов, несмотря на высокую токсичность лекарств.

Почему развивается устойчивость бактерий?

Несмотря на широкий выбор антибиотиков, они имеют ограниченное количество механизмов действия на бактериальные клетки:

1. Замедление образования клеточной стенки.
2. Ингибирования синтеза белков, необходимых для жизнедеятельности бактерий.
3. Ингибирование выработки ДНК бактерии.

К первому антибиотику пенициллину очень быстро развилась устойчивость. Причина – чрезмерное и нерациональное его применение. Лекарство без проблем можно было приобрести в аптеке, оно использовалось без назначений врача для лечения легких форм заболеваний. Известны случаи, когда пенициллин вводили в состав зубных паст с целью профилактики кариеса. Бактерии в ответ на широкое распространение пенициллинов стали вырабатывать фермент -лактамазу, разрушающий и инактивирующий антибиотик. Ученые изобрели новые формы устойчивых пенициллинов. Но в настоящее время доказано, что даже к таким формам препаратов имеется устойчивость некоторых опасных возбудителей (золотистый стафилококк). Причина – выработка стенками бактерий веществ, которые связывают антибиотик и не дают ему проникнуть внутрь клеток возбудителей.

Важный момент в формировании резистентности к антибиотикам – распространение внутрибольничных инфекций. Стерильные блоки, отделения больниц являются наиболее идеальной средой для формирования устойчивых штаммов возбудителей. Наиболее распространенные инфекции – пневмонии, болезни почек и крови. До недавнего времени колистин являлся настоящим спасением для больных с тяжелыми формами инфекций.

В развитых странах с высоким уровнем развития медицины на государственном уровне внедряются программы по профилактике внутрибольничных инфекций. Для этого тщательно контролируются назначения антибитиков, проводятся очень сложные гигиенические процедуры, а также обеззараживание поверхностей любого типа. К большому сожалению, такие мероприятия доступны не во всем мире.

Проблема создания новых антибиотиков

Казалось бы, решение вопроса очевидно – создавать новые формулы антибиотиков, к которым у бактерий нет устойчивости. Но не все так просто. С 70-х годов XX века синтезировалось очень мало новых антибактериальных веществ.

Основные причины кризиса в области синтеза новых веществ:

• недостаточное финансирование. Создание новых антибиотиков – очень затратный процесс. Компании не хотят вкладывать большие средства в препараты, к которым в течение нескольких лет будет развиваться резистентность. Они будут вынуждены уходить с рынка;
• отсутствие достаточного уровня баз для проведения масштабных исследований и разработок;
• небольшое число больных, нуждающихся в новых антибиотиках. Важно, что такие больные – это жители преимущественно бедных стран;
• непродолжительный курс лечения антибактериальными средствами, что приводит к высоким затратам на разработку и производство на фоне низкой прибыли (в сравнении с лекарствами, которые пациенты принимают длительно или пожизненно).

Экономические предпосылки застоя на рынке антибиотиков очевидны. В некоторых развитых странах вводятся льготные программы для производителей антибиотиков. Но пока они не работают в полной мере.

Реальные меры борьбы с резистентностью

Ученые озадачены проблемой устойчивости бактерий. Поэтому пытаются разработать уникальные механизмы, позволяющие блокировать и уничтожать любые бактерии. Особенно это актуально для военных. Но пока эти разработки не реализованы в полной мере.
Наиболее массовые и эффективные меры профилактики антибиотикорезистентности:

• профилактика внутрибольничных инфекций;
• рациональное назначение антибиотиков после проведения посева на чувствительность. Реализация антибиотиков без рецепта врача – это прямой путь к дальнейшему развитию резистентности;
• вакцинация;
• применение бактериофагов – «пожирателей» вредных микроорганизмов без затрагивания полезной флоры.

Важно! Актуальная проблема – разработка тестов, которые позволяют максимально быстро определить чувствительность бактерии к антибиотикам. В настоящее время на выполнение подобного исследования требуется около 7-10 суток, что недопустимо при большинстве заболеваний.

Несмотря на развитую медицинскую науку до сих пор нет достойной замены антибиотикам. Значит, к вопросам резистентности следует относиться очень серьезно. Но не все так плохо, потому что устойчивые бактерии реально контролировать усилиями общества и медицины.

Оцените материал: